8 сентября 1939 - ноябрь 2009
Павел Георгиевич Лефтор родился 8 сентября 1939 года в Таганроге, на берегу Азовского моря. Этот по-особому уютный старинный российский город, своеобразное величие азовских просторов оставили в его памяти неизгладимый след.
Первые уроки рисования Павел получил в изостудии при Доме культуры имени В.И. Ленина у педагога, который не понаслышке был знаком с великими мастерами живописи И.И. Левитаном и К.А. Коровиным.
Но, несмотря, на свои творческие предпочтения, первоначальное профессиональное образование Павел Лефтор получил в Таганрогском ремесленном училище № 5. Еще учеником-ремесленником он записался в изостудию Дома культуры имени И.В.Сталина и до сих пор с благодарностью вспоминает уроки ее преподавателей - скульптора Г. Верича и художника В. Малинка. Это были замечательные годы, когда Павел Лефтор складывался не только как художник, но и как зрелая личность.
Эмоциональный и впечатлительный, от природы наделенный чувством любви ко всему, что его окружает, Лефтор увлекся этюдами на открытом воздухе. Их и сегодня можно увидеть в домашнем архиве художника. В нем много рисунков и набросков, тематических натюрмортов, пышных букетов цветов - они словно пронизаны беспокойством и мятежностью автора.
Однако «мятежный» Лефтор не был бы самим собой, если бы увлекался только «натюрмортами и цветами».
Особое место в его живописи отведено исторической картине. Архитектурные памятники - монастыри и церкви, заброшенные селенья и полуразрушенные дома Тбилиси, Эчмиадзина, Юрьева–Польского и Камышина - не могли не тронуть тонкие струны души Павла Лефтора - к тому времени настоящего пилигрима. И они звучали с его картин то ярко и торжествующе, то приглушенно и печально.
В 1958 году Павел покидает родной Таганрог и направляется в Грузию и Северную Осетию. Величественные пейзажи Закавказья и Северного Кавказа поражают художника своей суровой красотой и цветовой сдержанностью. Здесь, работая бок о бок с группой московских художников, находившихся в это время на реставрации храма, расписанного Костой Хетагуровым на рубеже XVIII–XIX веков (г. Алагир), Павел Лефтор создает свою первую серию живописных этюдов и графических зарисовок.
Представленные творчеством художника архитектурные зарисовки полуразрушенных храмов Северной Осетии и Армении, горных селений Грузии и Дагестана, бескрайние просторы этих мест, можно выделить в «кавказскую серию».
В 1959 году Павел возвращается в Таганрог. На заводе «Красный котельщик», куда устроился помощником машиниста кислородных установок, он не миновал участи художника-оформителя и в «красном уголке» предприятия один за другим писал лозунги и плакаты с политическими и трудовыми призывами. Такая рутина угнетала художника, стремившегося к созданию лирических полотен. Наконец, любовь к рисованию взяла свое, и он снова пришел в изостудию Дома культуры имени И.В.Сталина.
В 1961 году Павел Лефтор поступает на ткацкое отделение в Московское художественно–промышленное училище имени Калинина (ныне Всероссийское художественно промышленное училище прикладного искусства). По окончанию его в 1966 году молодой специалист направляется Министерством текстильной промышленности СССР в город Юрьев–Польский Владимирской области, где работает художником по тканям на текстильной фабрике гобеленов «Авангард». В Юрьевом-Польском Павел начал свою педагогическую деятельность: при городском Доме Культуры он вел кружок изобразительного искусства.
В 1968 году, волею судьбы П.Г. Лефтор переезжает в город Камышин. Как оказалось, именно этому небольшому городку, расположенному на берегу Волги, посвятит художник большую часть своей творческой жизни. По приглашению директора С.М. Спорышева он приходит на крупнейший в Европе Камышинский хлопчатобумажный комбинат, где становится главным художником и налаживает работу художественной мастерской.
В ноябре того же года, обратившись к своему педагогическому прошлому, Павел Георгиевич вместе с М.Г. Фоминым, в то время директором Дворца культуры «Текстильщик», организовал при Дворце студию изобразительного искусства для взрослых, которую возглавлял в течение четверти века!
Постепенно художник осваивает технику гобелена (тканная многоцветная картина) и чеканки, которыми увлекался еще в Юрьевом–Польском.
Чеканка была особенно популярна в 70-х годах XX столетия. Она имела широкое распространение не только как самостоятельное произведение, но и как декоративный элемент в оформлении стендов и помещений. Много чеканок в то время делали волгоградские художники-монументалисты, с которыми Павел Георгиевич очень тесно общался. Они оказали значительное влияние на творческие поиски художника. Лефтор в работе с чеканкой начинал с более монументальных произведений. Так, в 1972-1974 годах появились «Стенька Разин», «Старичок Боровичок», «Лучник», в которых ярко проявился интерес автора к истории своего народа.
Ежегодные творческие командировки по Молдавии, Грузии, Армении, Дагестану позволяли собирать богатые материалы для использования в творческих работах художника. Это зарисовки орнамента и костюмов, передача национального колорита, быт интересующих его народов.
В 1971–1972 годах, посетив Болгарию, художник создал серию ярких и насыщенных по колориту этюдов.
В 1972 – 1975 годах П.Г. Лефтор был председателем художественного совета при Камышинском горкоме партии.
В 1975 году художник работает в производственных мастерских художественного фонда г. Волгограда. Но по истечению двух лет по приглашению Лидии Рыбянченко организует на Камышинском хлопчатобумажном комбинате «Бюро эстетики».
В 1978 году Павел Лефтор отправляется в путешествие по Волге в поисках «новых художественных впечатлений»
Первым историческим полотном художника можно считать картину «Возвращение» (1978г.), за ней следуют произведения «Кубачи», «Армения».
Тема родины и ее история стала ведущей в содержании этих работ. Мастер воспевает природу своего края, и народ, живущий в России, рассказывает о его исторической судьбе. Все свое внимание художник сосредоточивает на передаче существенных и значимых для него деталей. Однако главную роль в таких произведениях он отводит архитектуре, наделяя ее человеческими чувствами.
Художественные искания Павла Лефтора вплотную приближают зрителя к истории города Камышина. Его картины рассказывают о быте и нравах горожан XVII века, с исторической достоверностью он передает архитектурные строения города. Художник очень тщательно готовится к созданию таких картин: изучает исторические документы и окрестности города, одежду горожан, делает зарисовки архитектурных элементов с натуры. Среди таких работ следует выделить «Начало» (1997г.), «Из прошлого. Остров XVII века» (1998г.), «Крепостца 1696г. Камышин» (1998г.), «Из прошлого» (2004г.), «У острова» (2005г.), «Суббота. Баньки» (2005г.), «Прошлое и настоящее» (2007г.).
П. Г. Лефтор участник многочисленных областных, республиканских, зональных и всесоюзных выставок. Среди них всесоюзная выставка произведений советских художников (г. Волгоград 1973г.), «Большая Волга» (г. Волгоград 1973г.), «Большая Волга» (г. Горький 1974г.), «Большая Волга» (г. Казань 1975г.) и многие другие.
Работы художника находятся в частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Болгарии, Японии.
Юлия Чуксина /искусствовед/(текст из книги "Павел Лефтор")
В 2009 году в Художественной галерее МУК КИКМ состоялась последняя персональная выставка художника - "Исповедь". А в 2010 году здесь прошёл вечер памяти художника.
В 2014 году в Художественной галерее МБУК КИКМ состоялось открытие персональной выставки Пала Лефтора, которая была приурочена к юбилею художника. Выставка получила название "Послесловие." В этом же году в городской библиотеке города Камышина состоялся вечер памяти художника под названием "Очарованный мастер".